- Посты в православии
- религ. - нравственные установления; учреждены, согласно церк. преданию, одновременно с возникновением христ-ва по примеру Иисуса Христа и апостолов. Древнейшие из церк. авторов утверждают, что апостолы установили П. в подражание Моисею и Иисусу Христу, постившимся 40 дней в пустыне. Помимо религ. - нравственного фактора П. в условиях натурального хозяйствования играли роль экономич. стабилизатора, включаясь в крестьянскую экономику, помогали регулировать питание и частично сберегать продукты. П. бывают однодневные (по средам и пятницам почти каждую неделю) и многодневные, или «большие». Многодневные: 1. Великий, или Великая четыредесятница, предшествует Пасхе и длится 7 недель. Из них в русском народном календаре выделяются четыре последние недели: средокрестная середина П. (в среду на этой неделе, считалось, «пост ломается», исполнялись разнообразные обряды весеннего типа), похвальная (пятая) на утрени читается акафист «Похвала Богородице», цветоносная, или вербная (шестая), в субботу освящаются ветки вербы, к-рым в религ. - бытовой практике придаются особые обережные и оздоравливающие свойства, Великая седьмица, или Страстная неделя, посвящена религ. - нравственным и практическим приготовлениям к встрече Пасхи. На этой неделе выделяется ритуальными приготовлениями четверг, называемый Великим, или Чистым; 2. Петров, или апостольский, П., Петровки начинается через неделю после Троицы и заканчивается днем ап. Петра и Павла (12 июля). В Петровки по традиции запасали к сенокосу молочные продукты (творог, сметану, коровье масло). Народная характеристика Петрова П.: «Петровка-голодовка», т. к. запасы старого урожая съедены, а новый не созрел; 3. Успенский (или, по народному календарю, Госпожино говение) длится с 14 по 28 авг. Посвящен празднику Успения Пресвятой Богородицы. Народная характеристика Успенского поста «Спасовкалакомка», т. к. на его время приходятся праздники «Спас медовый» и «Спас яблочный», когда в церкви освящаются мед и первые плоды; 4. Рождественский пост, народное название Филипповки, т. к. его начало совпадает с днем памяти ап. Филиппа (27 нояб.), длится 40 дней, посвящен празднику Рождества Христова, в последний день соблюдается запрет на пищу «до звезды». С возрождением утраченных в 20 в. традиций хозяйственной деятельности возрождается и религ. - культовое распределение времени годового календаря. Однако в системе общественных связей П. в наст. вр. занимают скромное место. Их соблюдение связано прежде всего с личными убеждениями и подготовкой к принятию причастия.Л.А. Тульцева
Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика,. Ред-кол.: Мчедлов М. П., (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др.. 2002.